RU

План Трампа толкает НАТО к «самоубийству»  

Глобальная политическая система стремительно меняется. Более того, этот процесс уже переходит от теоретических дискуссий к стадии реальной политической напряженности. Заявление госсекретаря США Марко Рубио о том, что «старого мира больше не существует», фактически составляет основу нового стратегического курса Белого дома. При этом этот стратегический курс США наиболее ярко проявляется в борьбе за Арктику, особенно на фоне «гренландского кризиса». И нет сомнений в том, что сегодня в мире царит принцип «прав тот, кто сильнее».

Арктика перестала быть просто ограниченным географическим пространством подо льдом. Потому что сейчас, в результате изменения климата, открываются новые морские торговые пути, расширяется доступ к энергетическим ресурсам и редкоземельным элементам, а значение геополитических позиций, связанных с балансом военных сил, возрастает.

Интересно, что именно Гренландия считается «центральным узлом» этой системы. Для Соединенных Штатов этот ледяной остров рассматривается как основная часть североатлантической линии обороны, платформа наблюдения за арктической деятельностью российско-китайского тандема, «ключевой пункт» для систем раннего военного предупреждения и противоракетной обороны. И в этом контексте жесткая риторика президента США Дональда Трампа в отношении Гренландии — это не просто популистское заявление, а четкое выражение стратегических интересов Белого дома.

Однако тот факт, что Дания, владеющая Гренландией, объявила ситуацию вокруг этого острова «красной линией» для НАТО, указывает на то, что впереди нас ждут более опасные процессы. Официальное заявление Копенгагена о том, что «Если один член НАТО нападает на другого, то глобальная игра окончена», является редким открытым политическим предупреждением в истории этого военно-политического альянса. И это послание намек на то, что проблема с Гренландией для Дании — это вопрос суверенитета.

С другой стороны, Дания подчеркивает, что используемая Соединенными Штатами риторика давления создала кризис доверия среди военных союзников в рамках НАТО. Таким образом, если принцип коллективной обороны НАТО станет объектом политических манипуляций, то легитимность этого военного альянса будет серьезно подорвана. И в этом случае противоречия внутри НАТО могут постепенно привести к стратегическому недоверию.

Поэтому «карта», которую Трамп недавно опубликовал в социальных сетях, показывающая Канаду, Гренландию и даже Венесуэлу как часть Соединенных Штатов, по-прежнему считается очень опасным политическим посланием. В то же время шаги Белого дома углубляют противоречия внутри коллективного Запада и среди европейских союзников. Понятно, что если Белый дом продолжит свои территориальные претензии, усилит экономическое давление на Канаду и попытается превратить Арктику в зону безопасности США, это, безусловно, может привести к серьезным последствиям. В этом случае, несомненно, европейские государства будут вынуждены предпринять шаги по укреплению своей оборонной промышленности, снижению зависимости от США и построению альтернативной архитектуры безопасности.

Конечно, это в первую очередь будет означать структурный распад внутри НАТО. То есть нынешние претензии администрации Трампа в отношении Северного полюса могут создать благоприятные условия для активации опасного сценария, ведущего к краху НАТО.

 

Л. ЭЮБОВА

Избранный
9
49
novoye-vremya.com

10Источники