AZ

Кому на Руси жить хорошо: разгул шовинизма в России Аналитика Сергея Богдана

Недавно мы видели, как расистским преследованиям подверглась азербайджанская диаспора в России. Ксенофобские решения российских чиновников продолжают разжигать межнациональную и межрелигиозную рознь. На этой неделе тамошнее Минпросвещение приказало учителям следить за учениками с иностранным гражданством с целью выявления среди них будущих преступников. И дело не ограничивается иностранцами, нарастающий великорусский национализм и православный фанатизм бьют и по нерусским гражданам РФ, в т. ч. коренным народам. Намедни московский суд по надуманному предлогу признал «экстремистской» даже статью зампреда Духовного управления мусульман, известного среди мусульманских активистов своей лояльностью российскому государству. Учитывая демографическую ситуацию и положение с трудовыми резервами в России, попытки реанимировать великорусский национализм образца позапрошлого века обречены на провал, но могут дестабилизировать РФ.

Задача: увидеть в детях потенциальных преступников

Министерство просвещения РФ на днях распространило документ, создающий почву для шовинистической истерии. На сайтах ряда региональных министерств образования, в т. ч. Башкортостана, Свердловской и Смоленской областей, появилась инструкция о необходимости следить за поведением «детей-иностранцев» и выявлять у них «возможные склонности к преступлениям». Еще раз, следить нужно не за всеми, а за детьми с нероссийскими паспортами.

Иначе говоря, их уже определяют в потенциальные преступники. Те же слова или действия, предпринятые «российскими детьми» и «детьми-иностранцами», рискуют быть воспринятыми, во исполнение этой инструкции, диаметрально разным образом. Как шалость, детская выходка или глупость, если они исходят от «россиян», и как склонность к преступлению, если они исходят от «иностранцев». Уровень квалификации российских педагогов невысок, и более толерантного применения этой инструкции от них ждать не приходится.

Да и составители документа не блещут квалификацией, как видно из прилагаемого к инструкции списка примет склонности к совершению преступлений. Среди таких примет — не только логичные, вроде признаков употребления наркотиков. Учителям предлагается обратить внимание и на пренебрежение к «исторической памяти, традиционным российским ценностям, государственной символике», а главное — к политинформации, излагаемой на уроках «Разговоры о важном» после российского вторжения в братскую страну.

Впрочем, будущие преступники могут коварно скрываться, а посему предписано обращать внимание на детей, которые испытывают трудности в адаптации, создают конфликтные ситуации и нарушают дисциплину. Важно также, по мнению составителей, отслеживать детей, у которых в речи появляются слова и выражения, «не связанные с получаемыми в ходе образовательного процесса знаниями». Тем самым в списке потенциальных злоумышленников окажутся читающие внепрограммные книги. Ну и, разумеется, в списке примет потенциальных преступников — те, у кого на одежде и вещах «атрибутика и символика религиозного радикализма, экстремизма или субкультур, связанных с преступной деятельностью», а также дети-иностранцы, интересующиеся интернет-ресурсами, которые содержат деструктивную информацию. Учитывая подростковый максимализм, это гарантирует массовое давление на детей с нероссийским гражданством.

Почва для ксенофобии в российских школах создается чиновниками, чьи ведомства отметились недавно и в расистских «расследованиях» в отношении азербайджанцев в России. Александр Бастрыкин, председатель Следственного комитета, недавно выступил с шовинистическим заявлением, касающимся детей: «Криминальное поведение несовершеннолетних мигрантов вызывает серьезную обеспокоенность. Число преступлений, совершенных ими, увеличилось в 2024 г. на 8% с 353 до 381. Причем на 82% возросло число особо тяжких посягательств подростков-мигрантов (с 66 до 120)». Эта ксенофобская оценка — на грани клеветы, поскольку данные цифры лишены контекста и масштаба. Нам не сообщают о разнице в уровне преступности между мигрантами и российскими детьми, вдобавок не уточняется, насколько рост подростковой преступности связан с ростом численности мигрантов. Вообще непонятно, о ком говорит Бастрыкин — ведь статистика по преступности в РФ разбивается лишь по примете российского и иностранного гражданства, а также отсутствия любого гражданства. Проще говоря, иной «мигрант» при внимательном рассмотрении может оказаться де-факто российским ребенком, давно живущим в РФ, а возможно, там родившимся и выросшим.

Притом России мигранты нужны. Не предоставляя по сравнению с западными странами этим людям ничего, тем не менее за счет исторических связей, географической близости и потребностей российской экономики их численность растет. Это особенно четко видно по статистике после российского вторжения в Украину. Если в 2022 году в РФ было 5,7 млн человек, то на начало этого года — уже 6,3 млн иностранцев, несмотря на ужесточение требований к въезду и нарастающим ограничениям по трудоустройству. Только за счет налогов по патентам российские регионы получили в 2022 году 97,2 млрд руб., а в 2024 году — почти 124 млрд руб. При этом на социально-культурную адаптацию иммигрантов в 2024 г. ушло лишь около 112 млн руб! Говорить же об эксплуатации ими социальной сферы и здравоохранения смешно — качественные медицинские услуги оказываются в России только за деньги, а социальные выплаты ничтожны.

Изучение нерусских языков нарушает санитарно-эпидемиологические нормы 

Но российская ксенофобия не ограничивается обладателями иностранных паспортов. Ставка на великорусский этнический национализм уже бьет по коренным народам России. А то, что такая ставка есть, видно даже на уровне символов. По стране ставят памятники самым шовинистическим деятелям царского времени вроде казнокрада-патриота министра Уварова. Одновременно госденьги и звание «Заслуженного артиста» даются SHAMANу, который откровенно апеллирует к расизму времен Третьего рейха, распевая песни вроде «Я — русский». Под «русским» имеется в виду православный великорос. Которых в РФ все меньше и меньше, отчего такая ставка многих российских чиновников на неприкрытый великорусский шовинизм выглядит еще более нелепой. На прошлой неделе выяснилось, что вот-вот исчезнут по причине вымирания и выезда населения 129 малых городов России, прежде всего в собственно великорусских регионах, а также русифицированных областях — среди них Псковская, Тверская, Брянская, Свердловская и пр. области, Республика Коми, Карелия, но даже и Московская область!

Вдобавок российские чиновники наращивают шовинистическое давление на те российские народы, которые играют все большую роль в жизни страны. Возрождая царские традиции, они сворачивают остатки советской национальной политики. На этой неделе выяснилось, что российское Минпросвещения сократило количество и без того редких уроков родного языка в начальной школе, где они сохранились. Так, например, первоклассники будут теперь изучать его не с начала (пусть и как маргинальный предмет, поскольку русский давно превалирует), а лишь со второй четверти. Это сразу вызвало протесты ряда динамичных регионов РФ, включая Татарстан и Якутию. Важно ли это? Можно судить по количеству татарских имен в российской армии и госорганах, по роли якутских алмазов в российской внешней торговле. Как издевательство прозвучало официальное пояснение — удаление уроков родного языка связано с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и норм — дабы избежать «недостатка двигательной нагрузки».

Татарам предлагается «историческое место» дворников

Такое же хамское отношение ксенофобы-чиновники демонстрируют и к религии нерусских народов — что уже способствует экстремистским выходкам, но рано или поздно выльется в масштабные проблемы. На этой неделе после подстрекательской кампании со стороны одного псевдоученого шарлатана Мосгорсуд признал экстремистской книгу под редакцией первого зампреда Духовного управления мусульман (ДУМ РФ) Дамира Мухетдинова. Основанием стала «деструктологическая экспертиза», проведенная создателем «науки деструктологии» Романом Силантьевым, не имеющим ни одной серьезной по международным меркам публикации, зато замеченным в антисемитских высказываниях! Мухетдинова он обвинил в том, что в двух статьях словаря — «Ваххабиты Северного Кавказа» и «История ислама в Чечне» — упоминаются «причастные к террористической деятельности персоны и объединения». Упоминаются, надо сказать, вполне уместно и без их оправдания.

Впрочем, кампания против Духовного управления идет давно. Причем на него не раз нападали именно за попытки выстроить для мусульманских народов пространство внутри российского государства через интеграцию и реинтерпретацию российской идеологии. Русские националисты набрасывались на ДУМ то за то, что его руководство разрешало читать намаз в церкви (с разрешения настоятеля), то за то, что оно говорило о происхождении России от Орды и Хазарии (что не нравится великорусским православным шовинистам).

Российские чиновники и идеологи не готовы признавать прав не только мигрантов, но и автохтонных народов России. А точнее, они не готовы видеть в нерусских народах партнеров в строительстве российского государства. Им предлагается роль прислуги. Вспоминается, как прошлой зимой на ДУМ РФ набросились за висевшую в их помещении картину «Битва на Калке» (где победили не русские, а предки ряда тюркских и монгольских народов России), и член Совета по правам человека при президенте РФ Марина Ахмедова изрекла по этому поводу: «В ДУМ ведь чуть что, сразу визжат, что критика в их адрес — посягательство на дружбу народов. Но всё ж существуют картины, которые действительно за дружбу. Например, картина Кустодиева «Морозный день», на которой изображен татарский дворник, вполне олицетворяет в себе именно понятие о дружбе народов. Дворники московских дворов — татары — не раз упоминаются и в великих литературных произведениях... Они были ушами и глазами околоточных надзирателей, а также непосредственными помощниками городовых. Стоило городовому дунуть в свисток, сбегались все дворники и помогали взять преступника или остановить драку». Здесь комментировать — только портить.

Атаки на ДУМ РФ — не просто спор двух мнений. Здесь столкнулись финансируемые за государственный счет великорусские шовинисты с организацией, которая представляет интересы множества мусульманских народов России. Причем ДУМ делает это не только в религиозной сфере — тот же Мухетдинов защищал и право нерусских в России изучать свои языки в школе. В ответ недавно «деструктолог» Силантьев обсуждал с Бастрыкиным возможность запрета Совета муфтиев России и ДУМ РФ как «наиболее криминализированных религиозных организаций страны». Знакомые формулировки, не правда ли? Ведь именно такие выражения звучали и во время кампании против азербайджанской диаспоры в России. Иными словами, ксенофобия в России поразила государственную систему и общество на всех уровнях. А между тем российская история полна предостережений относительно пагубности такого пути для многонациональной страны, выстроенной самыми разными народами — грузинскими и остзейскими немецкими дворянами, украинскими крестьянами-колонистами азиатских просторов, калмыцкими и башкирскими воинами и пр.

Seçilən
10
50
caliber.az

10Mənbələr