AZ

Императрица всея Европы: станет ли Урсула фон дер Ляйен «жертвой престола»

10 июля на заседании Европейского парламента в Страсбурге состоится голосование по вынесению вотума недоверия главе Еврокомиссии. Сомнительно, что для ее отставки наберется нужное количество голосов депутатов ЕП, однако игра стоит свеч по ряду далеко идущих политических (и не только) соображений и знаковости для Европы.

Всемогущей главе Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен часть депутатов ЕП и не только этой европейской структуры решили устроить «генеральную репетицию» вполне жизнеспособного, на перспективу, развития событий – ее отстранения от власти. А именно: через несколько дней в ЕП состоится голосование по вынесению вотума недоверия «стальной» женщине, на поверку не столь «нержавеющей».

С инициативой вынесения вотума недоверия выступил румынский ультраправый евродепутат Георге Пипереа. Официальный повод – так называемый скандал Pfizergate вокруг закупок Евросоюзом во время пандемии коронавируса вакцин у компании Pfizer. Запуск процедуры вотума недоверия поддержали 79 депутатов —  хватает для вынесения вопроса на голосование, однако не достаточно для принятия желаемого ими решения: для этого требуется набрать ⅔ голосов. Тут следует учесть, что за переизбрание фон дер Ляйен на пост главы ЕК проголосовал 401 депутат из 720.

Понимание того, что вотум недоверия скорее провалится, чем нет, в ЕП, разумеется, существует, но тогда возникает вопрос: стоит ли игра свеч. Надо думать, она того стоит, поскольку политические оппоненты «Императрицы всея Европы» получат возможность (далеко не бесперспективную на не столь отдаленное будущее) разжечь тщательно умалчиваемый коррупционный скандал с многими известными и неизвестными в деле закупок вакцин: это – по меньшей мере.

Напомним: соглашение с фармацевтической компанией было заключено весной 2021 года и предусматривало приобретение Брюсселем 900 млн доз вакцины на общую сумму порядка 30 млрд евро. И ЕС получил право распределять полученные вакцины, в том числе, в интересах «бедных стран».

Однако сделка эта сильно смахивала на коррупционный междусобойчик шефини ЕК и компании Pfizer (либо ее главы Альберта Бурла). Во всяком случае, при заключении многомиллиардной сделки требования к прозрачности деятельности Еврокомиссии были нарушены, а когда ЕК отказала журналистам в доступе к документации по закупке вакцин, равно, как и в ознакомлении с личной перепиской Урсулы фон дер Ляйен с руководителем Pfizer Альбертом Бурла, скандал стал стремительнее набирать обороты.

В итоге в прошлом году Европейский суд вынес следующий вердикт по делу: Еврокомиссия не обеспечила достаточного общественного доступа к контрактам на приобретение вакцин от COVID-19; частично нарушила нормы ЕС, сняв с компаний-производителей юридическую ответственность за побочные действия препаратов; часть контрактов была заключена до проведения клинических испытаний вакцины; контракты заключались под личным контролем фон дер Ляйен через обмен личными СМС-сообщениями с руководителями фармацевтических корпораций. А переписка была уничтожена: по утверждению ЕК – «случайно».

Урсула фон дер Ляйен не дрогнула, однако «ржавчина» на ее «броне» проступила. Европарламент, Еврокомиссия, ЕС – точнее, определенный их сегмент, — возможно, согласились бы спустить коррупционный скандал на тормозах, ведь это не первый случай, мягко говоря, нечистоплотности в высших эшелонах европейской власти (начиная с 1972 года, евродепутаты 13 раз рассматривали вопрос вынесения вотума недоверия Еврокомиссии, и всего один раз – успешно). Однако глава ЕК не дала им возможность игнорирования коррупционного скандала в обмен на некоторую «демократичность» своего правления, адекватного подбора кадров, «умеренного» невмешательства во внутренние дела государств ЕС и большую прозрачность деятельности европейской верхушки при меньшей воинственной включенности в санкционную политику в отношении той или иной страны и/или вооруженных конфликтов, которые она (они) ведут.

«Карающий меч» авторитарной Урсулы и буквально принадлежащей ей Европейской народной партии дотягивается даже до стран, не являющихся членами Евросоюза. Как правило, итогом такого «занесения над…» становятся, по меньшей мере, беспорядки в той или иной стране, цветные революции и даже разжигание вооруженных конфликтов.

Словом, фон дер Ляйен осточертела многим в Европе. Кто-то открыто выражает это, а кто-то – терпит, дабы не попасть в когорту «подрывающих европейское единство»: этот «ярлык» глава ЕК и ее «верная свита» навешивает на всех, кто пытается сохранить независимость своей страны и отстаивает ее законные интересы.

Объявление вотума недоверия – вполне демократичная процедура (понятно, что не без борьбы за власть), за принятием которой следует отставка всей Еврокомиссии с последующим процессом назначения новых европейских комиссаров, которых оппоненты главы ЕК считают не соответствующими своей должности. Особенно не популярна Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кая Каллас – в западной прессе это назначение объясняется тем, что эстонский политик не может составить конкуренцию самой фон дер Ляйен и полностью ей подчинена.

Словом, вынесение вотума недоверия фон дер Ляйен в настоящее время практически невозможно, несмотря на давление правых сил (а их ряды в Европе множатся). Единственная, но очень слабая надежда на раскол в партии главы ЕК, что помогло бы сместить ее шефиню с «престола», тоже закончится отсутствием «материализации». Тогда возникает вопрос: к чему вся эта канитель?

Во-первых, она послужит усилению политической дискредитации фрау Урсулы (вода камень точит) не только в электорате евроскептиков, но и просто «порядочных людей» — то есть старательно «замазанный» коррупционный скандал, касающийся не единственно прозрачности в работе ЕК, но и здоровья людей, вновь грянет и бросит тень на все руководство Евросоюза.

Это на руку правым политикам – они ярко проиллюстрируют, что государствам ЕС надо исходить из собственных интересов, освободиться от гнета «центра» и идти своим путем, а не путем глобалистов, под которыми подразумевается так называемое «глубинное государство», назначающее своих людей в руководство европейских институтов власти. Добавим к этому, что «глубинное государство» (deep state) именуют еще и «партией войны». А воевать «смертным» не хочется. И далеко не все главы государств ЕС согласны на то, чтобы фрау, накосячившая с вакцинами (всем понятно, что история темная), контролировала бы еще и военные бюджеты «суверенных» европейских стран.

В общем, звоночек для фон дер Ляйен 10 июля прозвенит – другое дело, во всю ли мощь и с долгим ли эхо. А его гулкость и продолжительность во многом зависит от тылов фрау, если верна информация о том, что она укрепила их «вроде как» своей репутацией договороспособности с президентом США Дональдом Трампом. Если это соответствует действительности, то тут одна надежда на изменчивость предпочтений нынешнего хозяина Белого дома. Но вряд ли у фрау может быть полная уверенность в том, что «тылы – крепки, и танки наши быстры».

А как же Европейский суд? Ответим вопросом на вопрос: а что он решает в условиях тотального беззаконья? Однако суд сказал, правые в Европе – «разнесли», а имеющий уши – да услышит. Не дурак – задумается перед следующими выборами в  Европарламент. Коррумпированный – поостережется, если дело фрау Урсулы не предадут забвению. А евроскептики «согреются» потиранием рук от одного только вытаскивания дела о коррупции из «архивов» — иногда, в среднесрочной перспективе (а то и раньше), это приносит ошеломительный результат. И для евроскептиков и «просто порядочных людей», говоря языком напыщенных мелодрам, «маски сорваны, господа».

Итак, голосование по вотуму недоверия будет носить не сугубо символический характер, поскольку расчет – на отдаленный эффект, который, в итоге, рванет в уставшей от диктата и махинаций Европе. Речь не только о политиках, главах государств, «простых людях», но и крупном бизнесе, банкирах, прочих «птицах» высокого и низкого полета, которых диктат Урсулы фон дер Ляйен и ее вмешательство едва ли не во все сферы жизни европейцев – оскорбляет и разоряет.

Так или иначе, по Ильфу и Петрову, «лед тронулся». Собственно, из этих соображений и затеян провальный (по численности голосов, но не настроений) вотум недоверия «Императрице всея Европы».

Seçilən
3
2
minval.az

10Mənbələr