RU

Zатулин and Айвазовский: Кремль защищает китч вместо истории - ПОЗИЦИЯ

В Карабахе демонтирован памятник художнику Ивану Айвазовскому. Казалось бы, ничего из ряда вон: памятник появился недавно, в 2021-м году, в оккупированном на тот момент армянами Ханкенди, являясь частью проекта под названием «Аллея российской славы», спроектированного и профинансированного российским скульптором Сердюковым.

Сам проект откровенно пропагандистский, построенный на идее военно-политического романтизма: бюсты российских классиков в окружении миротворцев с автоматами, капсулы времени и девочки с букетами. Новый монументальный китч, доставленный в Карабах с нарушением суверенитета Азербайджана, стал теперь предметом громкого информационного спектакля.

Сигнал к истерике дали армянские и российские СМИ, а особенно расстарался депутат Госдумы РФ Константин Затулин. В лучших традициях российских элит он вначале продекларировал «уважение к братскому народу Азербайджана», а потом назвал действия Баку «глупым вандализмом». Затулин умудрился связать демонтаж памятника Айвазовскому с «уничтожением хачкаров», сносом памятников маршалам из села Чардахлы, теорией о «неармянском происхождении монастырей» и даже... с неким «курсом на уничтожение армянского культурного присутствия».

Происходит это на фоне его же слов о «нужде инвентаризировать отношения с Азербайджаном», угроз «использовать факторы влияния» и разговоров о том, как «Россия теряет контроль к югу от Северного Кавказа».

Речь тут уже не о памятнике. Затулин, не скрывая раздражения, обвиняет Баку в том, что Азербайджан стал самостоятельным, неуправляемым и сильным. И – о, ужас! - осмелился действовать на своей земле без одобрения из Москвы.

Но давайте обратимся к фактам. Памятник Айвазовскому был установлен не Баку, не на государственном уровне и не в рамках соглашения с Азербайджаном, а на территории оккупированного тогда армянами Ханкенди, в качестве совместной акции российской миротворческой миссии и самопровозглашенной «НКР». То есть, по сути, данный символ вполне можно расценивать, как часть гибридной колониальной политики. Теперь, когда оккупации нет, когда миротворцы уехали, а Ханкенди возвращен под контроль Азербайджана, Баку вправе определять, какие объекты находятся на его территории.

И вот тут начинается лицемерие. Где были все эти защитники памятников, когда армяне за 30 лет стерли с лица земли десятки, если не сотни азербайджанских исторических объектов в Карабахе? Где была Госдума, когда в Шуше разрушались мечети, дворцы, музеи, минареты, кладбища, надгробия, когда исчезали артефакты XIX, XVIII, IX веков? Когда «реставрации» превращались в армянизацию, а в Ханкенди «переписывали» историю?

Россия и Армения дружно взывают к мировому культурному сообществу — хотя, что показательно, вой из Москвы звучит куда громче, чем из самой Армении. Видимо, в Ереване уже начинают лучше понимать, что на самом деле происходит, и успели вдоволь «насладиться» кремлевским сапогом. По крайней мере, осознали, что в итоге им «подарила» Россия.

Собственно мы тоже не прочь к нему призвать и просим экспертов проанализировать так возбудившее российскую госдуму, СМИ и ряд «общественников» из Армении, «событие».

Итак, демонтирован новодельный бюст Айвазовского — установленный всего три года назад без каких-либо юридических оснований. Причем не просто где-то в Карабахе, а на Аллее российской славы — символическом новоделе, где раньше развевались триколоры и красовались билборды с портретами нынешних обитателей Кремля. Айвазовский, родившийся в Феодосии, никогда в жизни не бывал в Карабахе. Учитывая его страсть к морю, горы и долины этого края вряд ли вообще интересовали художника. Но теперь за демонтаж постамента, не имеющего ни исторической, ни культурной, ни правовой ценности, Азербайджан обвиняют во всех смертных грехах, чуть ли не в вандализме.

При этом, кроме ЮНЕСКО и самого Азербайджана, совершенно никого не беспокоит, в том числе и господина Затулина, что за 30 лет армянской оккупации в Карабахе были полностью уничтожены: десятки мусульманских кладбищ; более 60 мечетей, включая Шушинскую мечеть XIX века; гробницу Панах Али-хана; множество исторических караван-сараев, бань и мечетей в Агдаме, Физули, Зангилане, Джебраиле; подверглись варварской армянизации храм Юхары Говхар Ага в Шуше; разрушен музей народных музыкальных инструментов.

И это — далеко не полный список. Речь идет не о каком-то демонтаже или реконструкции. Речь — о систематическом, целенаправленном уничтожении азербайджанской культуры, задокументированном и подтверждённом структурами ООН, ЮНЕСКО и независимыми международными экспертами.

Но по этому поводу российские депутаты — как воды в рот набрали. Молчат. То ли вопрос кажется слишком сложным, то ли никто не удосужился просветить. Может, интервью никто не просил?.. Или, быть может, они искренне считают, что это «не их дело»?

А если так — откуда же вдруг такая страстная обеспокоенность тем, как Азербайджан благоустраивает свою собственную территорию? Почему именно сейчас так заботливо заговорили о «культурном наследии» там, где прежде сносили мечети, гробницы, кладбища и стирали с карты целые сёла?..

Кстати, сам господин Затулин фигура вполне определенная. Именно он в течение десятилетий последовательно поддерживал армянский сепаратизм, срывал попытки мирного урегулирования, оправдывал Гарегина Нжде, вербовщика нацистского Армянского легиона. Именно он раз за разом выступал против Азербайджана, пока даже Кремль начал сдержанно дистанцироваться от его риторики.

И вот он снова на авансцене. Памятник, оказывается, был не просто бюстом, а «признанием гения Айвазовского». Как будто кто-то сомневался в таланте живописца, невзирая на национальную принадлежность художника! Но между признанием таланта и использованием его имени в интересах оккупационной пропаганды — большая разница. Если бы Затулин ранее так же остро реагировал на героизацию нацистов в Армении, его слова звучали бы искренне. Но он не реагирует. Зато отчаянно защищает памятник, поставленный без разрешения Азербайджана на азербайджанской земле.

К слову, на самой территории Армении памятник Айвазовскому появился лишь в 2003 году — в Ереване. До этого, выходит, ни советская, ни постсоветская армянская власть не торопилась увековечивать «великого художника», столь близкого, по их сегодняшним заявлениям, армянской культуре. Более того, этот памятник до сих пор остаётся единственным на всю страну. В то время как скульптуры Айвазовскому установлены в Феодосии, Кронштадте и Симферополе — городах, с которыми художник действительно был связан: он там родился, жил и писал свои прославленные морские пейзажи.

Что ж, будем честны: Айвазовского можно уважать, не ставя его бюст в городе, где армяне сносили азербайджанские минареты. А еще можно уважать здравый смысл и не превращать любой демонтаж новодельного постамента в истерику о «русофобии» или «вандализме».

Здесь речь не о культуре. Здесь речь о попытке использовать культуру как инструмент давления и шантажа. А это, согласитесь, уже совсем другая история…

 

Избранный
11
1
vesti.az

2Источники