В ближайшие 3–4 года ситуация в Венесуэле не окажет существенного влияния на мировой нефтяной рынок, в том числе и на цену азербайджанской нефти. Так считает экономист, доцент кафедры экономики Азербайджанского государственного экономического университета (UNEC) Эмин Гарибли, комментирующий Minval Politika ситуацию с венесуэльской нефтью и вокруг цен на нефть. По его словам, Венесуэла в настоящее время добывает около 1 миллиона баррелей нефти в сутки. При этом венесуэльская нефть является тяжёлой, тогда как азербайджанская — лёгкая, что делает их несопоставимыми с точки зрения себестоимости и технологических требований. Добыча тяжёлой нефти требует значительно больших инвестиций.
Экономист напомнил, что несмотря на то, что Венесуэла обладает одними из крупнейших нефтяных запасов в мире, в результате политических событий и смены власти добыча в стране сократилась. В настоящее время в нефтедобыче Венесуэлы задействованы, в частности, американская компания Chevron, а также ряд европейских компаний, что позволило повысить добычу до уровня около 1 миллиона баррелей в сутки.
По оценке Гарибли, для увеличения добычи до 2–3 миллионов баррелей в сутки в течение ближайших 5–6 лет потребуются значительные дополнительные инвестиции, а также время и соответствующие ресурсы. В целом, по мнению эксперта, в краткосрочной перспективе изменений мировых цен на нефть из-за ситуации в Венесуэле ожидать не следует.
«В будущем может произойти очень много событий. Естественно, в долгосрочный период могут быть риски — цены могут подскочить. Мы знаем, что США, в отличие от ОПЕК, применяет свою политику, и, естественно, венесуэльская нефть тоже будет в числе той, которая не будет учитываться ОПЕК+. Но опять же, ожидается очень много событий. Я не думаю, что это как-то угрожает нам. Проблема в том, что потребителями венесуэльской нефти являются Китай, Куба, что может отразиться на их экономике. В частности, Китай закупал нефть по $20-$25 за баррель. Сейчас, конечно, этого уже не будет. Цены вырастут. Америка будет продавать нефть подороже. Что касается мировых цен на нефть, я думаю, что в ближайшие 3-5 лет никаких опасений на этот счет нет. Но опять же, нефтяной рынок очень сложно прогнозировать, потому что здесь очень много факторов. Мы знаем, что есть угроза на территории Ирана. Иран тоже экспортирует нефть в Китай. Если там произойдут какие-то изменения, в краткосрочной перспективе цены на нефть могут взлететь», — отметил экономист.
Гарибли напомнил, что в прошлое президентство Трампа все наблюдали, как он был против повышения цен на нефть. Думаю, что сегодня, несмотря на волатильность, все-таки стабильность будет сохраняться. Опять же, могут произойти форс-мажорные ситуации, которые могут так или иначе повлиять на рынок. Венесуэла, в частности, не является причиной, из-за которой нужно волноваться и которая может повлиять на наш экспорт. Если посмотреть макроэкономические показатели Венесуэлы в последнее время, то увидим, что уровень инфляции составлял там 70%, а затем снизился до 40%. В принципе это невысокий показатель. В 2022 году экономический рост составил примерно 15%, в 2025 году примерно — 4-5%.
«Мы наблюдаем определенную стабильность в экономике, правда, в целом за последнее время социальный уровень был невысоким, но динамика была положительной. Если за последние пять лет в нефтедобыче Венесуэлы смогли добиться одного миллиона баррелей, то сейчас, не думаю, что венесуэльская нефть сможет повлиять на мировые рынки», — подытожил экономист.
Тем временем азербайджанская нефть подорожала на мировом рынке. Цена барреля нефти марки Azeri Light, повысившись на $1,04 или 1,6%, составила $ 65,64. Напомним, что минимальная стоимость нефти Azeri Light была зафиксирована 21 апреля 2020 года ($ 15,81), а максимальная – в июле 2008 года ($ 149,66).