AZ

Жёсткий диагноз миру: Алиев сказал то, о чём молчат другие

Эксперты, без сомнения, ещё долго будут анализировать и комментировать интервью президента Азербайджана Ильхама Алиева местным телеканалам. Глава государства коснулся многих важных тем: политические итоги 2025 года, новый этап в отношениях с США, необходимость отмены 907-й поправки, отношения с Китаем, со странами Центральной Азии, реализация TRIPP, социальные и инфраструктурные программы, восстановление освобождённых территорий, а также глобальные политические процессы.

Как отметил Ильхам Алиев, «мировые процессы движутся в направлении, когда каждая страна в первую очередь должна укреплять свой военный потенциал, свою безопасность. Даже в своём новогоднем поздравлении азербайджанскому народу я сказал, что сегодня мир таков: кто сильный, тот и прав. Мои слова сейчас подтверждаются почти еженедельно в том или ином регионе». После чего он продолжил: «…Проводя собственный анализ, я вижу, что в современном мире больше нет того, что называется международным правом, не существует — пусть все забудут об этом». Ильхам Алиев подчеркнул: «Возвращаясь опять к тому, о чём я говорил, международное право, Организация Объединённых Наций — это всё уже рудименты, всё настолько устарело, что цепляться за это просто несерьёзно, и кто за это цепляется, просто живёт в старой реальности».

Подобные жёсткие оценки в адрес современного миропорядка и международных организаций, которые за этим миропорядком как бы должны следить, президент Азербайджана высказывает уже не в первый раз. И доказательств правоты Ильхама Алиева в нынешней политической хронике слишком много.

В бездействии ООН и прочих международных организаций Азербайджан убедился на собственном горьком опыте, и об этом Ильхам Алиев тоже напомнил в своём интервью. Четыре резолюции СБ ООН, посвящённые Карабаху, которые более четверти века оставались на бумаге, пока Азербайджан не выполнил их собственными силами, — слишком яркий и слишком красноречивый пример. Когда мировое сообщество предпочло этого не заметить.

А теперь добавим от себя. Возможно, по горячим следам Второй мировой войны, когда ООН была ещё только создана, она представляла собой действенный механизм по защите международного права и международной безопасности. Самый яркий пример здесь — Корейская война и та роль, которую в ней сыграли миротворцы ООН. Но сегодня многочисленные чиновники, занимающие кабинеты небоскрёба на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке, могут разве что «выражать обеспокоенность» и плодить бумажки. Международное право вроде бы работает, но только в том случае, когда оно подкрепляется правом силы, и здесь, опять-таки, ярким примером остаётся Карабах, когда после более чем четверти века оккупации Азербайджан восстановил свою территориальную целостность военным путём.

А это уже диктует нашей стране понятную стратегию. Во-первых, укреплять собственную армию — глава государства и верховный главнокомандующий уделил этому в своём интервью много внимания, отметив и закупки новых образцов оружия, и то, что теперь наша армия в несколько раз сильнее, чем во время Карабахской войны. Во-вторых, политические и военные союзы. Для Азербайджана на первом месте — военное сотрудничество с Турцией и другими тюркскими государствами.

Но есть здесь ещё одна сторона вопроса, которую следовало бы отметить. Возможно, когда только закончилась Карабахская война, многим казалось, что теперь Азербайджан просто обязан снизить планку военных расходов и перенаправить высвободившиеся средства на «социалку». Но этого не происходит и в обозримом будущем вряд ли произойдёт. Во-первых, мы живём в слишком турбулентном мире. А во-вторых, подобный пацифизм в истории обходится слишком дорого. Примеров тоже сколько угодно. Та же Украина при распаде СССР унаследовала мощь нескольких военных округов. Однако содержание всей этой военной машины в боеспособном состоянии требовало больших средств, и в Киеве начали армию планомерно сокращать, понадеявшись на гарантии безопасности по Будапештскому меморандуму. К тому же серьёзной угрозы войны для себя там не прогнозировали. Уже в 2014 году стало понятно, что, во-первых, воевать придётся всерьёз, и, во-вторых, что гарантии безопасности по Будапештскому меморандуму никто, кроме самой Украины, всерьёз не воспринимал.

После Первой мировой войны и её ужасающей «мясорубки» в Европе вошли в моду идеи пацифизма. Казалось, что после пережитого кошмара мир уже не позволит себе новую войну. В европейских странах начали радикально сокращать армии, были и те, кто распустил их полностью. Печальные последствия не заставили себя ждать: в 1933 году в Германии к власти приходит Гитлер, и через шесть лет начинается новая мировая война. В какой степени успех гитлеровского «блицкрига» стал результатом того европейского пацифизма — вопрос, который следовало бы озвучить. Удивительно, но ту же ошибку европейские страны повторили после 1989 года, когда рухнула Берлинская стена. Чтобы теперь, на фоне украинской войны, хвататься за голову и лихорадочно думать, где взять резервы на восстановление боевой мощи собственных армий. Азербайджан этих ошибок не повторяет.

Seçilən
18
minval.az

1Mənbələr