В Армении — громкие внутриполитические новости, которые могут и — скорее всего, будут! — иметь ключевое значение для продвижения мирного процесса во всём регионе. В местной общине Вагаршапат прошли выборы совета старейшин. «Гражданский договор» Никола Пашиняна получил 48% голосов, на втором месте оказались дашнаки с ближайшими союзниками — 31%. 5% голосов досталось блоку «Мать Армения». В результате 33 места в Совете распределяются следующим образом: «ГД» получает 19 мандатов, блок «Победа» — 12 мандатов, «Мать Армения» — 2 мандата. Это даёт право сторонникам Никола Пашиняна формировать «однопартийные» местные исполнительные органы управления.
Конечно, после того как сторонники Пашиняна проиграли местные выборы в нескольких общинах, включая второй по величине город Армении — Гюмри, такие результаты выборов уже дают право ставить шампанское на лёд. Но тут есть и другие, куда более интригующие обстоятельства. Вагаршапат, более известный как Эчмиадзин, — это «церковная столица» Армении. Именно здесь расположена резиденция католикоса Гарегина II — Эчмиадзинский монастырь, здесь хранятся главные реликвии армянской церкви — от «Копья Судьбы», как утверждают местные иерархи, до огромного золотого креста, золото для которого армянские туристы-паломники из-за рубежа везли в Армению ещё в советские годы контрабандой.
В нынешней ситуации успех в Вагаршапате для Пашиняна — и это победа вдвойне. Его правительство, напомним, уже давно ведёт борьбу с армянской церковью, точнее — с её верхушкой. Сначала духовники пытались возглавить народный протест против премьера, которого обвиняли в предательстве «армянского дела». Потом уже Пашинян объявил о намерении ни много ни мало сместить католикоса Гарегина II, в миру Ктрича Нерсисяна, с поста главы армянской церкви. На что у правительства Армении, в принципе, нет полномочий. Судя по многим косвенным признакам, в проекте новой конституции, которую Пашинян собирается вынести на референдум в июне 2026 г., одновременно с парламентскими выборами, как уже давал понять премьер, будет пункт, согласно которому у правительства будет решающий голос при определении кандидатуры католикоса. То есть к этому моменту пост должен быть вакантным.
Всё это — теоретически внутренние дела Армении. Но в реальности именно церковная верхушка стоит сегодня на позициях реванша. Доказательств — сколько угодно. Это и сохранение в составе церковной структуры «Арцахской епархии», созданной после оккупации азербайджанских земель, и регулярное упоминание «Арцаха» в проповедях, и открытая политическая поддержка, скажем так, светским реваншистам, прежде всего дашнакам. Начистоту говоря, против действующего католикоса выступают и многие церковные иерархи. Гарегин II своим решением лишает их сана, они не уходят, проводят литургии, и на эти литургии приходит Пашинян.
И если на фоне такой открытой войны с церковью «Гражданский договор», партия действующего премьера, одерживает победу на местных выборах не где-нибудь, а в церковной столице Армении — это серьёзно. Более того, речь идёт не только и не столько об ударе по позициям церкви, сколько о поражении именно реваншистских сил. Судя по всему, в армянском обществе настроения пусть медленно, но всё же меняются. Свою роль играют и усталость от войны, и тяжесть поражения, и понимание, что успех реваншу особенно не светит, и, самое главное, новые экономические перспективы. То, что сторонники Пашиняна выиграли выборы сразу после прибытия в Армению через Азербайджан эшелонов с зерном, не похоже на случайность. А потому результаты выборов в Вагаршапате получают совсем другое прочтение, явно выходящее за рамки «районного масштаба».